Истоки белорусского экспрессионизма | Wir.by
Что объединяет Эдварда Мунка, участника восстания Калиновского и режиссера виленского кабаре? Разбираемся, когда родился белорусский экспрессионизм.
Истоки белорусского экспрессионизма

Истоки белорусского экспрессионизма

Экспрессионизм как один из авангардистских жанров оформился сначала в живописи и графике. Своеобразным эталоном экспрессии в искусстве стало творчество Эдварда Мунка. В картине «Крик» маленький человек кричит, сжимая голову руками. Все окружающее воспринимается как крик и боль Мира. И тем не менее рядом царит атмосфера ледяного равнодушия.

Конон В. М. Экспрессионизм // Энциклопедия литературы и искусства Беларуси: В 5 т. Т. 5. — Мн., 1987.

Некоторые исследователи считают, что в художественной культуре Беларуси изобразительные средства и стилистика экспрессионизма использовались только в 1920-х — начале 1930-х годов. Однако с таким выводом вряд ли можно согласиться, так как в белорусском искусстве уже к середине XIX века экспрессия стала отличительной чертой возрожденческого стиля. Вспомним произведения Павлюка Багрима, Кастуся Калиновского, чтобы убедиться в том, что в литературе и публицистике акцент делался на эмоциональное утверждение мысли.

Франтишек Богушевич в стихотворении «Моя дудка» хочет заиграть так, чтобы «аж вушы драла, каб зямля скакала». Для его экспрессии характерен трагедийный канон.

В творчестве Артура Бартельса, Винцента Дунина-Марцинкевича, пародийных текстах преобладает смеховой канон, что является примером духовного освобождения личности.

Имя художника Артура Бартельса не так известно широкому кругу белорусов, поэтому хотелось бы немного рассказать о его личности и таланте.

Г. Логун, Артур Бартельс и его «Денисковичи» [Текст] / Г. Логун // Звезда. — 2018 год — 29 декабря.

Артур Бартельс (1818–1885) — поэт, драматург, художник, композитор, артист. Родился, вероятнее всего, в деревне Денисковичи (теперь Ганцевичский район Брестской области) или Вильне. Его женой стала шляхтянка из рода Ваньковичей.

Получал образование в Петербурге и Париже. После участия в восстании 1863–1864 годов ему пришлось эмигрировать, но потом он смог вернуться на родину. Жил в Логойске и Вильне. Остаток жизни провел в Кракове.

В 2018 году писатель Виктор Гордей, pic1.jpgА. Бартельсземляк художника, перевел с польского на белорусский поэму «Денисковичи» о воспоминаниях и переживаниях детства. В произведении есть множество белорусских и характерных именно для этого региона слов. Сохранились и ноты сатирических песен Бартельса.

Художник создал три графических романа, на столетие опередив этот тренд в европейской литературе. Основа — рисунок, выполненный в карикатурной ироничной манере, а текст играет только вспомогательную роль. И тут мы снова возвращаемся к экспрессионизму.

Бартельсу хорошо удавалось подмечать жанровые сцены. Особой эмоциональностью отличаются серии рисунков «Пан Апанас Скрупка — человек прогрессивный», «Пан Евгениуш», альбом «Литовские типы» (переиздан в цвете в 2018 году).

Зоркость Бартельса не обходит ни чиновников в кабаке, ни низкопоклонство местечковой шляхты, к которой он сам и принадлежал.

Острота момента ощущается и в рисункахpic4.jpgС. Богуш-Сестренцевич, «Автопортрет», 1912 Станислава Богуша-Сестренцевича (1869–1927). Вспомним некоторые моменты его жизни и творчества.

Родился художник в Вильне, в месте, которое мы теперь знаем как «Независимую Республику Ужупис», в окружении заезжих дворов, кабаков, лавок ремесленников.

Учиться искусству Станислав Богуш-Сестренцевич поехал в Петербург, Париж, Мюнхен, после чего вернулся в родной город.

Гвоздёв С., «Молодой литвин с темпераментом сельского гражданина...» [Текст] / С. Гвоздзёв // Новое время. — 2014. — 11 ноября.

Известно, что после 1906 года он сотрудничал с первой белорусской легальной газетой «Наша нива». Также художник был сооснователем и режиссером театра-кабаре «Ach», постановки которого остроумно передавали национальные и индивидуальные черты виленцев. Интересны социальные характеристики образов в его акварельных работах «Виленское общество», «Минское общество», «Цветы большого города». Занимался Богуш-Сестренцевич и фотографией.

Дружил с Фердинандом Рущицем. Когда тот возглавил художественный факультет вновь открытого в 1919 году Виленского университета, руководить мастерской натуры пригласил именно Станислава Богуша-Сестренцевича.

Произведения художника хранятся в собраниях Вильнюса, Варшавы, Кракова, Мюнхена, Лодзи, в Мазовецком музее в Плоцке. На территории современной Беларуси его выставки пока не проводились.

Вернемся к проявлениям экспрессионизма в творчестве Богуша-Сестренцевича. Частыми сюжетами его картин стали с детства сохранившиеся в памяти ярмарки с цыганами — торговцами лошадьми, которые мчатся по дороге в запряженной парой вороных пролетке. Художник через сложные ракурсы показывает людей и лошадей в стремительном движении, обращает внимание на психологическое состояние персонажей, кульминацию момента, первое впечатление.

Таким образом, есть основания полагать, что проявления экспрессионистского стиля в белорусской культуре сложились еще в XIX веке. Возвращение имен забытых талантов в скором времени должно привести к переосмыслению их творчества и помочь сохранить наше творческое наследие.

Живопись
Беларусь
Fin de siècle
XIX век
Артур Бартельс
Станислав Богуш-Сестранцевич